История прихода

История Православия в Лёвене началась зимой 1922/23 гг., когда священник Пётр Извольский совершил первые богослужения в здешнем "русском" студенческом общежитии. Подробная статья .:. Краткая брошюра

Представленные ниже фотографии иллюстрируют историю не только православного прихода, но и жизнь "русского (белорусского, украинского...) Лёвена" в целом...


Кардинал Дезире-Жозеф Мерсье, фото 1915 г. В книге Леона ван дер Ёссена "Кардинал Мерсье и русские" сказано, что помощь "белым" эмигрантам началась с того, что в октябре 1921 г. два русских беженца обратились к кардиналу с просьбой помочь группе офицеров продолжить высшее образование. См.: Leon van der Essen. Le Cardinal Mercier et les Russes. l'Aide Belge aux Russes. Ceuterick-Louvain. 1924.

По ходатайству кардинала (архиепископа Мехеленского и главы Католической церкви в Бельгийском Королевстве), беженцам выделялись места в местных ВУЗах и стипендии. В среде эмиграции о нём остались самые светлые воспоминания. Митрополит Евлогий (Георгиевский) так писал в "Пути моей жизни": "В Лувенском университете обучалось много наших студентов на стипендии... кард. Мерсье, истинного отца и благодетеля нашего юношества..."

Объявление о вечеринке, организованной русскими студентами U.C.Louvain 26 января 1923 г. Из: E.Waegemans, red. "De russische beer en de belgische leeuw. Drie eeuwen Russische aanwezigheid in Belgie", Davidsfonds/Leuven 2005.

В Лёвене первые студенты-беженцы появились в декабре 1921 г., а уже в феврале 1922 г. фонд открыл для них общежитие на Rijschoolstraat 12. Позже в аббатстве Св. Гертруды (Sint-Geertrui) открылось отдельное общежитие для девушек. К началу 1923 г. в Лёвене учились уже не менее 50 наших соотечественников.

Это - первая из известных фотографий "русского Лёвена". На ней запечатлено посещение кард. Мерсье благотворительного фонда "Бельгийская помощь русским". Лёвен, 19 июня 1923 г. По сторонам от кардинала сидят братья аббаты Клеман и Огюст Дерселль, руководители этого фонда. Крайний слева в 1-м ряду - католический священник Александр Сипягин. За ними стоят русские студенты бельгийских ВУЗов. Увеличенно: левая часть фото >>>, правая часть >>>

Во время этого визита студенты преподнесли кардиналу "хлеб-соль" и приветственный адрес, украшенный православной иконкой на золотом фоне. Они благодарили за "христианскую щедрость", позволившую им "восстановить свои моральные силы, поколебленные столькими испытаниями, и продолжить обучение в высшей школе, прерванное печальными событиями этих последних лет". См.: Ронин В.К. "Русское Конго" 1870-1970". М., Русский путь, 2009.

Михаил Николаевич Троепольский - один из первых русских студентов U.C.Louvain. Фото начала 1920-х. На предыдущей фотографии он стоит вторым справа в 3-м ряду.

Среди первых студентов был и князь Дмитрий Шаховской, будущий архиепископ Сан-Францисский. Подробнее...

Павел Александрович Гайдовский–Потапович - студент 1-го курса U.C.Louvain. Следует датировать 1924-25 уч. г. (поскольку он окончил Русский кадетский корпус в Сараево в июне 1924 г., в составе IV выпуска). Из архива А.П.Гайдовского-Потаповича (Бельгия).

Русские студенты U.C.Louvain, 1-й курс. Слева вверху - П.А.Гайдовский–Потапович, внизу - Александр Богданович Багдасаров. 1924-25 гг. Из архива А.П.Гайдовского-Потаповича (Бельгия).

Примечательны головные уборы студентов, видные на этом фото. Картузы разных цветов, в зависимости от "землячеств", – традиция фламандских студентов. Франкоязычные же студенты носили шапочки типа кубанок (calotte), на которые пришивали всевозможные значки (напр., значок факультета; на фото, кажется, видны ленточки с цветами русского флага). Интересно, что тут часть русских студентов стоит в картузах, а часть – в "кубанках".

Русские студенты в лаборатории физики U.C.Louvain. В центре - профессор физики. Второй слева во втором ряду - П.А.Гайдовский–Потапович (в очках). Середина 1920-х. Из архива А.П.Гайдовского-Потаповича (Бельгия).

Русские студенты U.C.Louvain. В центре - аббаты Клеман и Огюст Дерселль, руководители фонда "Бельгийская помощь русским". Первый слева в 3-м ряду - Николай Александрович Куряткин (по звёздочке на фуражке видно, что он на 1-м курсе). Второй справа в последнем ряду - П.А.Гайдовский–Потапович (по звёздочкам на фуражке видно, что он на 3-м курсе). Из архива А.П.Гайдовского-Потаповича (Бельгия).

Поскольку братья Дерселль руководили фондом до лета 1926 г., и в том же году в Бельгию прибыл Н.А.Куряткин, то и датировать это фото следует 1-й половиной 1926 г.

Летом 1926 г. руководителем фонда "Бельгийская помощь русским" был назначен иезуит Робер Журден / Robert Jourdain (1897-1952). Он знал русский язык, был опытным управленцем и смог поправить финансовое положение фонда, которое к тому времени по разным причинам было несколько расстроенным. Вспоминают, что "трогательна была его всяческая забота о русских". Фото сделано после священнической хиротонии о. Робера в 1928 г., во время его службы капелланом парашютного батальона. Судя по воспоминаниям о. Алексия Стричека, о. Робер управлял фондом как минимум до конца 1939 г.

В те годы и, видимо, до середины 1950-х студентами-беженцами занимался и каноник Шарль Ноблесс / Charles Constantin Noblesse (1875-1959), в 1919-50 гг. - профессор U.C.Louvain. Фото примерно 1940-х гг.

В 1926-27 гг. лекции в U.C.L. посещал Григол Перадзе (1899-1942), будущий архимандрит Григорий, мученически погибший в Освенциме и прославленный в лике святых. Но пока не удалось выяснить, жил ли он в Лёвене (или приезжал из Брюсселя) и бывал ли в лёвенском православном приходе.

Николай Александрович Куряткин (1905-65) на фоне лёвенских развалин (город сильно пострадал от пожара в начале I Мировой войны). Подпись на обороте: "Louvain, 1927". В U.C.L. Н.Куряткин учился на агронома, затем жил в лёвенском пригороде Вилселе (Wilsele). Из архива протодиакона А.Н.Куряткина.

Фото студенческой? свадьбы, вероятно в Лёвене. На обороте есть пометка "27", что, видимо, означает 1927 г. Из архива протодиакона А.Н.Куряткина.

Какое-то студенческое соревнование. Подпись на обороте: "Louvain 6 V 1928". Может быть то, что это не совсем удачное фото хранилось Николаем Куряткиным, объясняется его возможным присутствием среди победителей. Из архива протодиакона А.Н.Куряткина.

На обороте: "Дорогому "соратнику" на многие лета от "старца" Анатолия. 24/II-1929. Louvain, Belgique". Внизу отдельно дописано: "Александровъ". В 1-м томе "Русского Конго" В.К.Ронина на стр. 362 упомянуто, что в июне 1929 г. на службу в текстильную компанию "Мажими" "...отплыл некий Александров. Это, к сожалению, всё, что мы о нём знаем. Заметим лишь, что незадолго до его отъезда в колонию прервал свои занятия в Лёвенском университете студент Анатолий Александров, родом из Дербента. Летом 1929 г. он "на экзамены не явился". А всего через год, опять в Лёвене, продолжил учиться на горного инженера. Возможно, именно он съездил в Африку заработать денег на учёбу". На стр. 205 сказано также, что А.Александров учился в Лёвене в 1926-28 и 1930-35 гг. Фото из архива протодиакона А.Н.Куряткина.

Григорий Киреев (1902-70). В 1929-30 уч. году, на последнем курсе U.C.Louvain, он был председателем Православного кружка во имя св. мученицы Татианы. Кружок был создан в Лёвене в 1927 г. группой студентов-эмигрантов. В нём читались лекции по истории Церкви и православному богослужению, изучалось церковное хоровое пение, ставились спектакли на русском языке. Целью было приобщить к православным традициям тех, кто покинули Родину ещё детьми. В недрах этого кружка созрела мысль о необходимости регулярных православных богослужений в Лёвене.

До этого богослужения совершались нерегулярно, примерно раз в месяц. Точную дату создания лёвенской православной общины установить трудно. Неформальным началом можно считать зиму 1922-23 гг., когда протоиерей Пётр Извольский (на фото), настоятель Св.-Никольского прихода в Брюсселе и благочинный русских приходов в Бельгии и Голландии, дважды посетил Лёвен и совершал в общежитии Литургию для студентов.

По воспоминаниям современника, отец Пётр "...был искренним благоговейным пастырем. Пришедший к священству на шестом десятке, он был еще полон того светского воспитания, которое ничуть не обременяло его любви к Церкви... Отец Пётр был покаянный человек. Он чувствовал и свою ответственность за то, что свершилось в России..."

Лёвенский старожил Александр Алексеевич Коновалов рассказывает, со слов старшего поколения, что тот самый первый лёвенский православный храм располагался на 2-м этаже правого (примыкающего к городской библиотеке) крыла здания на Rijschoolstraat 8, сохранившегося доныне, см. фото.

Вначале лёвенская община была в составе Московского патриархата, а с 1931 г., вследствие политических причин, - в Экзархате русских церквей в Зап. Европе, в составе Константинопольского патриарха.

Священник Владимир Фёдоров, митрополит Евлогий (Георгиевский) и диакон Георгий Цебриков в лёвенском храме. Вероятно, снимок сделан в самом первом здании прихода, в бывшем монастыре кармелиток на Rijschoolstraat. Фото следует датировать 1925-29 гг., т.к. Цебриков тут уже диакон, но ещё не священник. Вероятно, это даже конец 1920-х, поскольку на фото нет отца Петра Извольского, скончавшегося в 1928 г.

Это - самая ранняя из известных фотографий лёвенского православного прихода, в тот период посвящённого великомученику Георгию Победоносцу (небесному покровителю Русской Армии и Флота) и мученице Татьяне (покровительнице русских студентов). Из архива А.А.Коновалова.

Биография о.Георгия Цебрикова.

Архиепископ Александр (Немоловский) и диакон Георгий Цебриков с русскими студентами U.C.L. Фото следует датировать январём или началом февраля 1929 г., поскольку владыка Александр уже в Бельгии, но Георгий Цебриков ещё диакон.

Из-за реконструкции Rijschoolstraat русский храм переехал в бывшие казармы (Sint Maartenskazernen) конной артиллерии на Sint Maartensstraat (совр. название этого района – Sint Maartensdal). Казармы-конюшни, до наших дней не сохранившиеся, располагались кругом, образуя открытый манеж, и вход в помещения был с внутренней стороны этого круга. На дальнем плане на этой и след. фотографиях мы видим крыши жилых домов, стоявших вокруг казарм. Точное расположение храма пока не ясно.

Свящ. Владимир Фёдоров, архиеп. Александр (Немоловский), митр. Евлогий (Георгиевский) и свящ. Георгий Цебриков с русскими студентами U.C.L. Из: Donald Attwater. The Christian Churches of the East. Vol II: Churches not in Communion with Rome. Bruce Publishing Co, Milwaukee, Wisc. 1947-48.

Крайний слева в первом ряду (в тёмном стихаре) - кажется, Владимир Михайлович Остапенко. Крайний справа - кажется, Иван Демидович Пономаренко, тоже учившийся в U.C.L.

Фото подписано "Group taken at the hostel for Russian refugees founded at Louvain by Cardinal Mercier". Из этого как бы следует, что снимок сделан на Rijschoolstraat. Но на самом деле, как видим, это уже в Sint Maartenskazernen.

Скорее всего, это фото следует датировать февралём 1929 г., когда митр. Евлогий посетил Бельгию и рукоположил 15 февраля 1929 г. в Брюсселе в сан священника Георгия Цебрикова, активиста Русского студенческого христианского движения. В любом случае оно снято не позже 1930 г., когда о.Георгий перешёл в католицизм.

Свящ. Георгий Тарасов, архиеп. Александр (Немоловский) и митр. Евлогий (Георгиевский) с лёвенскими прихожанами. Четвёртый слева от о.Георгия (понамарь в стихаре) - Лев Михаев. Справа от владыки Евлогия и неизвестного священника - протодиакон Анатолий Цветков.

По мнению В.К.Ронина, это фото, скорее всего, сделано в декабре 1934 г. или в сентябре 1935 г., когда митр. Евлогий посещал Лёвен и Антверпен. На фотографии люди одеты тепло, так что, скорее всего, это декабрь 1934 г. С другой стороны, протод. Анатолий Цветков (если это в самом деле он) служил в Брюсселе с 30 сентября 1930 г до 14 августа 1932 г., когда был запрещён в священнослужении, а в 1935 г. лишён сана.

Свящ. Георгий Тарасов (1893–1981) и архиеп. Александр (Немоловский) с лёвенскими прихожанами. Пятый слева (выглядывает из-за плеча) - Лев Михаев. Судя по относительно молодому виду о.Георгия, это начало 1930-х.

Отец Георгий был назначен на приход в 1930 г. и служил в нём более 20 лет (c 6 февраля 1935 г. – как настоятель). По свидетельству митр. Евлогия, это был "...прекрасный, кроткий, высоконравственный пастырь; он имел такую же прекрасную жену-христианку, которая всецело отдала себя служению Христу и Церкви". К сожалению, матушка Елена вскоре скончалась, в 1931 г. Отец Георгий, через 2 года принявший монашеский постриг, до конца жизни хранил память о любимой супруге...

Общежитие русских студентов на Mechelsestraat 155 ("Русский дом"), 1930 г. Из книги Вима Kудениса "Жизнь за Царя. Русские изгнанники, заговорщики и коллаборационисты в Бельгии" (Wim Coudenys. Leven voor de Tsaar. Russische ballingen, samenzweerders en collaborateurs in Belgiё, Leuven, Davidsfonds, 2004).

Место бывш. Mechelsestraat 155 в наши дни, 2012 г.

Парад русских студентов на Bondgenotenlaan, 1930 г. Из книги Вима Kудениса "Жизнь за Царя..."

Русский студенческий оркестр под управлением Владимира Пардигона. Второй слева в предпоследнем ряду - Алексей Васильевич Коновалов. Фото 1930-х гг. Из книги Вима Kудениса "Жизнь за Царя..."

2-я (Лёвенская) рота Русской стрелковой дружины в Бельгии, с командиром корнетом Цыбульским. Не позже 1936 г. Из № 154-155 журнала "Часовой" (La Sentinelle). "Дружина" была добровольным полувоенизированным формированием для подготовки младших офицерских кадров из среды эмигрантской молодёжи.

Лёвенский старожил А.А.Коновалов рассказывает, со слов старшего поколения, что занятия Лёвенской роты проходили в окрестностях Kortrijk Duitsen. Возможно, именно эти холмы штурмовали "на ура" студенты-"дружинники". Фото ноября 2011 г.

Университетский диплом Владимира Михайловича Остапенко (учился в U.C.L. в 1929-36 гг.), выданный 25 июля 1936 г. Из архива А.А.Коновалова.

Священник Георгий Тарасов в гостях у Коноваловых на Dekenstraat. Стоят: Алексей Васильевич Коновалов, Юрий Львович Войцеховский, Евлалия Богарт, Владимир Михайлович Остапенко (её муж), её кузина. Снято в предвоенные годы. Из архива Л.В.Калустова.

Похожая фотография. Второй слева стоит Каролина (Мария «Яковлевна») ван Ставерен, супруга А.В.Коновалова. Крайняя справа (сидит) - Анна Вартановна Калустова. Из архива А.А.Коновалова.

В 1938 г., накануне войны, лёвенский приход опять должен был поменять адрес. На этот раз он переехал на соседнюю улицу Vital Decosterstraat, в чердачное помещение дома №104. Современное фото, 2012 г.

Лёвенская Tiensesteenweg в 1940 г. После оккупации Бельгии в мае 1940 г. жизнь прихода на время замерла. В 1944 г. Лёвен пострадал от американских бомб; "русское" общежитие было разбито и больше не восстанавливалось. Т.к. в годы войны о. Георгий Тарасов был вынужден обслуживать сразу четыре храма: в Лёвене и Генте, а также два в Брюсселе, то в Лёвен он мог приезжать очень редко, хотя несколько раз за время войны ему это удалось.

С наступлением мирных дней лёвенский приход начинает возрождаться. Прежнее здание на Vital Decosterstraat 104 в войну не пострадало, и храм оставался в нём ещё долго. После тяжёлых военных лет приход оставался приписным к Св.-Пантелеимоновскому храму в Брюсселе. Отец Георгий Тарасов по мере сил окормлял и лёвенскую общину. Уже в сане архимандрита, 21 февраля 1950 г. он так докладывал Епархиальному управлению: "Два воскресенья в месяц мною уделяются для служб в Лувене и Антверпене..."

В конце 1940-х в Лёвене снова появились студенты-беженцы, в основном из "второй волны" эмиграции. "Союз русских, окончивших высшие учебные заведения в Бельгии" (основанный ещё в 1926 г.) учредил в 1948 г. для них стипендии. Кроме того, стипендии выделял Фонд кард. Мерсье, "Толстовский фонд", а также напрямую Лёвенский университет. Первые русские студенты приступили к занятиям в 1947 г., а большинство – в 1949 г., когда закончились их контракты на бельгийских шахтах.

Многие русские студенты жили в "польском" общежитии на Minderbroedersstraat. Большинство обитателей там были поляки, но кроме них жили также юноши из других славянских стран. Заведовал этим домом священник-иезуит Корнелий Корнелиссен (Cornelius Cornelissen) – "замечательный, светлый человек, очень добрый и умный", сочувственно относившийся к православным.

Слева направо: о. Корнелий Корнелиссен, Вера Кутепова, архимандрит Георгий Тарасов, диакон Пётр Черкасов. На стене видно объявление о спектале драматического театра-студии "Patria", в пользу фонда стипендий "Союза русских, окончивших ВУЗы в Бельгии". Начало 1950-х; возможно, после пасхальной службы в "польском" общежитии. Из архива Е.В.Бекиш.

Слева направо: Сергей Нерсесович Крикорьян, Елена Владимировна Крикорьян, Сергей Григорьевич Ефременко, Симеон Иванович Бекиш, Александр Богданович Багдасаров. Начало 1950-х гг. Из архива Е.В.Бекиш.

А.Б.Багдасаров в те годы возглавлял "Союз русских, окончивших высшие учебные заведения в Бельгии". С.Г.Ефременко (Киев 1911-1996 Брюссель) учился в U.C.L. в Агрономич. институте в 1930-36 гг., получил диплом "Сельскохозяйственный инженер-химик". В 1935 г. был одним из учредителей "Католической ассоциации русской молодёжи" (см. "Русское Конго" В.К.Ронина). В послевоенный годы был уже профессором, занимался делами Фонда кард. Мерсье и работал, кажется, ещё и в администрации U.C.L.

1-й ряд: Николай Платонов (с фотокамерой), неуст. лицо, о. Корнелий, Николай Выдыхан. Сидит у ног о.Корнелия - ?.

2-й ряд: ?, Алексей ? (в шапочке), неуст. лицо (югослав), болгарин ? Борис, Владимир? Харченко (стоит за о.Корнелием), Дмитрий Плетцер (тоже в шапочке, обнял Выдыхана), ? Зазуля.

Николай Выдыхан был в XXIV выпуске (1937 г.) Русского кадетского корпуса в Югославии. Алексей ? тоже был из кадет.

Начало 1950-х гг. Из архива Е.В.Бекиш.

Та же компания... Начало 1950-х гг. Из архива Е.В.Бекиш.

Та же компания, но с Симеоном Бекишем (крайний слева; видимо, предыдущие снимки делал он). Затем в первом ряду: Степан Санчук, Борис ?, ?, Николай Выдыхан, ?. Верхний ряд: ?, ? Зозуля, ?, Дмитрий Плетцер, ?. Начало 1950-х гг. Из архива Е.В.Бекиш.

Ольга Ивановна Плетцер, мать Дмитрия Плетцера, заведовавшая столовой, организованной русскими студентами. За ней: Степан Санчук, о. Корнелий Корнелиссен, Симеон Бекиш. Кажется, в здании "польского" общежития. Начало 1950-х гг. Из архива Е.В.Бекиш.

На мостике через ручей Voer, где был спортивный институт (сейчас на этом месте - дорожная развязка Tervuursevest, а ручей внутри городского кольца спрятан в трубу). Слева направо: Дмитрий Плетцер, Наталия Веселовская, Елена Владимировна Бекиш (Боклевская), Елена Владимировна Крикорьян, Сергей Нерсесович Крикорьян, Николай Выдыхан. 1951-52 гг. Из архива Е.В.Бекиш.

Русские студенты в Лёвене, 1951-52 гг. Первый ряд (сидят): Евгений Жерлицин (Eugen Scherlizin), Александр Богданович Богдасаров, Сергей Григорьевич Ефременко (Serge Efremenko), Симеон Бекиш (Symeon Bekisz), барон Менгден фон Альтенхоэ (von Altenhohe).

Второй ряд: Степан Санчук, Валерий Лысенко?, Сергей Нерсесович Крикорьян, Николай Выдыхан (Nic. Vydykhan), ? Успенский, Вадим Бабичев, Владимир? Харченко, ? Захарчук. Третий ряд: Светозар Медведев, Димитрий Плетцер, Николай Платонов.

Из архива С.Н.Крикорьяна (Швейцария).

Сергей Нерсесович Крикорьян и Надя Коновалова. В местечке Moulin-Crahay провинции Люксембург, где семья Коноваловых обычно проводила лето. Конец 1940-х гг. Из архива С.Н.Крикорьяна (Швейцария).

Сохраняя традиции 1920-30-х гг., русские студенты U.C.L. праздновали Татьянин день и после войны. А.А.Коновалов несколько раз бывал на таких вечерах, в середине 50-х, в зале на 2-м этаже Bondgenotenlaan 20. Собиралось 50-60 человек, в т.ч. бывшие студенты, устраивали совместный ужин, танцы, пели песни...

На фото: современный вид Bondgenotenlaan 20.

Отец Георгий Тарасов продолжал окормлять лёвенскую общину даже когда в 1953 г. стал епископом. В 1960 г. он был выбран архиепископом и экзархом, переехал в Париж и отошёл от дел прихода. Но даже после этого владыка регулярно, примерно раз в 2 месяца приезжал вместе с диаконом в дорогую его сердцу общину и совершал архиерейские богослужения. В первую очередь он шёл на кладбище (Hoofdbegraafplaats), обходил могилки духовных детей. Потом навещал знакомых, дарил детям сладости. Все его очень любили...

На фото: владыка Георгий в своём кабинете на rue Daru в Париже, 1977 г. Из архива Св.-Пантелеимоновского прихода (Брюссель).

Слева направо: диакон Борис Пузанов, Евгения Павловна Куряткина, вл. Георгий (Тарасов), неуст. лицо. В гостях у Куряткиных в Wilsele на Berghoekstraat 1. 1953-63 гг. Из архива протодиакона А.Н.Куряткина.

В 1948-63 гг. в Лёвене училась и группа студентов-беженцев из Белоруссии, более 40 человек. О них заботился "Комитет помощи белорусским студентам". Секретарём его был Роберт ван Кауэларт де Вилс / Van Cauwelaert de Wyels (1906-86) – священник "восточного обряда" из бенедиктинского монастыря в Шеветоне. Он много помогал молодым беженцам и остался в их памяти как человек "высокообразованный, энергичный по натуре, скромный, деликатный, простой, с великим сердцем, великой душой и бескрайней отдачей себя в служение ближним". См.: Янка Запруднік, Дванаццатка. Дакумэнтальная аповесьць пра дванаццацёх беларускіх хлопцаў у Нямеччыне, Вялікабрытаніі й Бэльгіі (1946-54 гг.), Беларускі Інстытут Навукі й Мастацтва, 2002 (несколько следующих фотографий - тоже из этой книги).

Вначале студенты-белорусы жили в Учебном центре для монахов византийского обряда на Herbert Hooverplein 8 (о.Роберт был руководителем этого Центра). В 1951 г. общежитие переехало в дом №19 (см. фото) на той же площади. В следующем году состоялось торжественное открытие этого "Белорусского студенческого дома". В нём обитали холостые студенты, а девушки жили в университетском женском общежитии "Sedes Sapientiae" или снимали частные комнаты.

На прогулке в Лёвене, слева направо: Янка Запрудник, Зора Савёнок, Витовт Кипель; за ними – Михась Вострыков и Леонид Карась. Апрель 1950 г.

Прогулка в окрестностях Лёвена: кто первый передаст с носа на нос пластиковую трубочку? Май 1950 г.

Прогулка в окрестностях Лёвена. Учим бельгийских девчат танцевать "Лявониху". Май 1950 г.

Перед Белорусским студенческим домом, слева направо: Алесь Маргович, Микола Равенский, Микола Шуст (повар студенческого дома), Витовт Кипель и Хведар Мазура (в белорусских студенческих картузах). Апрель 1951 г.

Композиторы Микола Равенский (со скрипкой) и Алесь Карпович (с аккордеоном). Лёвен, май 1952 г.

Микола Равенский приехал в Лёвен в 1950 г. С его помощью образовался прекрасный хор, выступавший с белорусскими народными и церковными песнопениями и имевший большой успех не только в Бельгии, но и на гастролях в Лондоне и Париже. И хотя вскоре М.Равенский скончался, хор просуществовал ещё довольно долго.

Композиторы Микола Равенский и Алесь Карпович. Лёвен, май 1952 г.

Многие из белорусских студентов были сторонниками т.н. "Белорусской народной республики" и вели активную политическую и культурную деятельность. Почти сразу они учредили "Объединение белорусских студентов" (на фото - его флаг), проводили лекции по истории родного края...

Из-за такой политизации религиозная жизнь белорусской общины проходила отдельно от "русского" прихода, под окормлением Евгения Сморщёка (1914-84), священника Белорусской автокефальной Православной Церкви. Богослужения проходили в залах общежития. Это был не официальный приход, а, так сказать, "литургическая точка". В мемуарах 1951-52 гг. также встречается упоминание о белорусской православной часовне в Centre Social на Bondgenotenlaan 69. На богослужениях пел всё тот же "хор Равенского".

На фото: литургия в "Белорусском доме" на Herbert Hooverplein 18, с о. Евгением Сморщёком, в начале 1950-х. Из архива П.Е.Сморщёка.

Кардинал Тиссеран освящает Белорусский студенческий дом на пл. Гувера 19. Слева: Микола Равенский с хористами, о.Роберт (в белом), папский нунций Ченто; далее сзади: епископ Болеслав Слосканс; ректор Университета епископ Ваенберг (направо от кардинала) и профессор Дэнис. 25 марта 1952 г.

Лёвенский белорусский хор во время православного богослужения в Париже 7 декабря 1952 г. Слева направо: Александр Лазанов (держит ноты), Юрий Сеньковский, Василь Шчецка, Янка Запрудник, Станислав Мак, Микола Равенский (регент), Микола Арцюх, Владимир Цвирка. Из архива П.Е.Сморщёка.

Похороны М.Равенского 11 марта 1953 г. Первый слева – о. Александр Крыт, второй – о. Евгений Сморщёк.

Похороны М.Равенского. Спереди в центре – племянница усопшего Рутковская, а по сторонам от неё – Старшина Рады БНР Микола Абрамчик (слева) и Борис Рогуля. Лёвен, 11 марта 1953 г.

Последний земной путь Миколы Равенского. Лёвен, 11 марта 1953 г.

6-я годовщина Объединения белорусских студентов в Лёвене и основание "Академикуса" – товарищества белорусских выпускников U.C.L., 23 февраля 1954 г.

Позднее, во второй половине 1950-х, белорусских студентов в Лёвене стало значительно меньше, и их церковная община прекратила существование, а отец Евгений служил в "русском" приходе.

В 1956 г. "русскому" приходу пришлось на несколько лет переехать в зал на 2-м этаже AUCAM (Association Universitaire Catholique pour l'Aide aux Missions) на Naamsestraat 9. Современная фотография.

С конца 1950-х гг. и до 1962 г. лёвенскую общину окормлял игумен Иоанн (Харченко), помощник настоятеля Св.-Пантелеимоновской церкви в Брюсселе. Богослужения были примерно раз в месяц, по воскресеньям. После отъезда отца Иоанна в 1962 г. богослужения снова совершал о. Евгений Сморщек; с конца 60-х и до начала 70-х – регулярно.

Примерно в это же время для церкви было найдено помещение на Justus Lipsiusstraat 48. Приход занимал две комнаты слева на втором этаже, хорошо обустроенные прихожанами-студентами. В нём владыка Георгий отпевал А.В.Коновалова (+1962), В.М.Остапенко (+1971)...

Священник Евгений Сморщёк с лёвенскими прихожанами у дома Коноваловых на Peter Benoitlaan 3, Kessel-Lo. 1967-68 гг. Верхний ряд: Анна Бубнова, Каролина ван Ставерен, матушка Зоя, Алексей Троицкий (сын Бубновой), Владимир Остапенко, Лидия Черненко, о.Евгений, Сергей Коновалов. Нижний ряд: Годелива де Фрай, Надежда Коновалова, сыновья о. Евгения: Андрей и Пётр. Фотограф: А.А.Коновалов (фото из его архива).

В 1968 г. был рукоположен в сан диакона Сергий Коновалов (1941-2003), уроженец Лёвена, позже – архиепископ на rue Daru. В конце 1960-х он часто сослужил о. Евгению в Лёвене, а ещё раньше, в конце 40-х годов, он вместе с братом Александром прислуживал в алтаре лёвенского храма. Прихожанам тех лет он запомнился как человек "с подлинной скромностью и острым чувством долга", все вспоминают его с большой любовью и уважением, равно как и его супругу, матушку Лидию. На фото: отец Сергий с семьёй дома в Херенте, начало 80-х. Из архива С.Н.Крикорьяна (Швейцария).

В те годы в Лёвене учились несколько десятков греческих студентов. Среди них был иеродиакон (вскоре иеромонах) Максимос (Агиоргусис), в будущем митрополит Питтсбургский. Греки ходили в "русский" приход и одно время даже составляли большинство, так что пели попеременно по-гречески и по-славянски. Служили вместе отец Максимос и отец Евгений. Фото 1960 г., из архива Св.-Пантелеимоновского прихода в Брюсселе.

Сентябрь 1970 г., на Justus Lipsiusstraat 48 - богослужение с вл. Георгием (Тарасовым), о. Евгением Сморщёком и диаконом Сергием Коноваловым. Чтец в сером костюме - Александр Коновалов. Из архива П.Е.Сморщёка.

Увы, малочисленность общины и редкость богослужений не позволили наладить стабильную жизнь прихода, и в начале 1970-х она на несколько лет прервалась. Ветхий, но дорогой для памяти прихожан иконостас, который мы видим на этих фото, пришлось сжечь...

В 1976 г. Павел Павлович Иванов написал письмо архиеп. Георгию (Тарасову) с просьбой помочь в возобновлении богослужений, на что владыка ответил положительно. Первые богослужения в возрождённом приходе совершал священник Гидо де Вильдер (ныне – архиеп. Гавриил Команский; в те годы он учился в K.U.L.) в сослужении диакона Давида де Брёйена (1939-2001), примерно раз в месяц. На фото: диакон Давид де Брёйен, начало 1970-х. Из архива Филиппа де Брёйена.

Во второй половине 1970-х несколько лет приход окормлял отец Давид де Брёйен (к тому времени уже священник). Временами приезжали и другие священники из Брюсселя.

Богослужения проходили 1-2 раза в месяц в крипте Богословского института Св. Духа на Naamsestraat 40, а затем - каждые 2 недели в часовне католического Университетского прихода на Jan Stasstraat 2, на первом этаже. Служил снова отец Гидо.

На фото: часовня Университетского прихода, 1976 г. Убранство (слева) и проскомидийный столик (справа). Из архива П.П.Иванова.

Приходский праздник в зале Университетского прихода, примерно 1977 г. На правом фото слева направо: диакон Павел Лавиоллет, о. Гидо де Вильдер и А.А.Коновалов с супругой, Годеливой де Фрай. Напротив них – о. Евгений Сморщёк (в те годы он иногда замещал о. Гидо). В дальнем углу – П.П.Иванов (фото из его архива).

Там же и тогда же. Bз архива П.П.Иванова.

Через некоторое время о. Гидо был вынужден покинуть общину из-за занятости в своём приходе в Маастрихте, а в феврале 1980 г. протодиакон Сергий Коновалов был рукоположен священником в Брюссель. С прекращением богослужений было потеряно и помещение. В это же время в общине появились внутренние трения. Вследствие всего этого приход снова оказался перед перспективой исчезновения...

В конце 1982 г. была сделана попытка возродить лёвенский приход, теперь уже в юрисдикции Московского Патриархата. По просьбе архиеп. Василия (Кривошеина) католический благочинный Лёвена выделил приходу небольшую часовню аббата в бенедиктинском монастыре Кейзерсберг (Keizersberg) на окраине города. Возрождённый приход был посвящён св. Серафиму Саровскому.

На фото: алтарная часть часовни в монастыре Кейзерсберг. 1983 г. Из архива П.П.Иванова.

Часовня в монастыре Кейзерсберг: алтарная часть (слева) и проскомидийный столик (справа). 1983 г. Всю утварь после служб приходилось отвозить домой к П.П.Иванову. Фото из его архива.

По назначению архиепископа Василия в 1982-83 гг. богослужения совершал иеромонах Фома (Якобс), ныне – архимандрит, настоятель монастыря в Первейзе. К тому времени прихожан было уже совсем мало, около 10 человек, и богослужения были редки, примерно раз в месяц. Всё это снова не позволило наладить стабильную жизнь прихода, и после 1983 г. в ней наступил длительный перерыв. Впрочем, официально приход не был закрыт Экзархатом по крайней мере до 1993 г.

На фото: иеромонах Фома (Якобс) и иеродиакон Иоанн (Реммери) в саду Университетского прихода после крестин Владимира Иванова. Июль 1980 г. Из архива П.П.Иванова.

В 1990-х гг. в Бельгию, в том числе и в Лёвен, начала прибывать новая волна эмигрантов из стран Вост. Европы. Это создало предпосылки для возрождения общины, хотя первое время православные жители Лёвена ездили на богослужения в другие города, в основном в Антверпен.

В октябре 2003 г. архиеп. Брюссельский и Бельгийский Симон (Ишунин) благословил создание прихода в Лёвене. Местный католический благочинный предложил пользоваться по субботам храмом бывшего фрaнцискaнского монастыря на Tiensestraat 78 (см. фото). Первое богослужение было 29 ноября 2003 г. В присутствии около 130 мирян и более десяти священников, съехавшихся со всей страны, архиеп. Симон совершил Божественную литургию. В том, что в этот день (по стaрому стилю) Церковь праздновала память св. апостолa и евaнгелистa Мaтфея, был усмотрен знак свыше, и он был избран небесным покровителем прихода.

Вначале богослужения совершались самим владыкой Симоном по субботам 3-4 раза в месяц, обычно в сослужении диакона Александра Куряткина. 30 мая 2004 г. настоятелем был назначен священник Александр Яворовский. А с августа приход обосновался на новом месте, в храме бывшей миссионерской семинарии – Латиноамериканского колледжа – на Tervuursestraat 56.

На фото: отец Александр Яворовский, владыка Симон, Виктор Юдин. Первая пол. 2004 г.

Фотографии последующей истории нашего прихода см. в разделе "Летопись"...


НА ЛЁВЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ...

Большинство наших соотечествеников и их родные не располагали средствами для оплаты вечного упокоения и, поэтому, после 20 лет их захоронения чаще всего ликвидировались. Некоторые переносились на другие кладбища. Так, прах Наталии Стефановны Карцевой (1908–1992) был перенесён на кладбище в Иксель. Тем не менее, некоторые эмигрантские захоронения на лёвенском Hoofdbegraafplaats сохранились (см. схему):

#1. Графиня Елена Де Борхт, урожд. графиня Келлер (Смоленск 25.7.1865–2.6.1929 Лёвен)

#2. Генерал-майор Гавриил П. Кошелев (Полтава 26.3.1874–20.3.1946 Лёвен) с супругой Екатериной М. Собкевич (Киев 24.11.1879–18.3.1945 Лёвен).

#3. Пятеро советских воинов, умерших 25.09.1944 и похороненных 28.09.1944: Александр Хоменко (род. в Херсоне), Иван Ходыков (Ходяков?, род. в Ярославле в 1899 г.), Габия Шаркамулин, Михаил (Терентьевич?) Барашов (1912 г.р., Семипалатинская обл.?) и Дмитрий Сивиев.

#4. Микола Равенский, белорусский композитор (Засулье 5.12.1886–9.3.1953 Лёвен). На могиле стоит памятник работы скульптора Міхася Наумовіча.

#5. Алексей Васильевич Коновалов (С.-Петербург 14.01.1908–20.3.1962 Лёвен) с супругой Каролиной (Марией «Яковлевной») ван Ставерен (нидерландский Heenvliet 12.09.1917–6.04.2005 Лёвен) и её бабушкой и дедушкой. Владимир Михайлович Остапенко (+1971, Wezembeek-Oppem) с супругой Евлалией Богарт (тётя Каролины ван Ставерен).

#6. Мария Сократовна Косович (13.10.1892–7.9.1967) и её сын Анатолий Георгис (чешский Пршибрам 26.12.1923–7.5.1994 Лёвен)

#7. Украинские эмигранты Володимир Гапыжин (1921–1970) и Марианна (Мелания?) Кудрюк (14.01.1921–22.01.1977, возм. 1997). Слева от могилы М.Равенского.

#8. Пётр Афанасьевич Вальтер (Олонец 29.12.1903–14.04.1990) с супругой Розой «Николаевной» Шар (Rose Chardt, 1902-1999).

#9. Надежда Алексеевна Коновалова (Лёвен 29.10.1945–1.05.2011 Лёвен).

Кроме того, тут были похоронены Виктор Рогов (Херсон 18.01.1910) и каноник Шарль Ноблесс. На других кладбищах (список далеко не полный): в Херенте покоится матушка Лидия Коновалова (10.11.1936–7.08.1984), в Вилселе – Николай Александрович Куряткин (Або 11.07.1905–9.01.1965 Лёвен), в деревне Гевер, что между Лёвеном и Мехеленом, – отец Евгений Сморщёк (Зельва 25.9.1914–4.10.1984 Гевер) и матушка Зоя (д. Староельня Гродненской губ. 15.12.1922– 03.04.2010 Антверпен), на Брюссельском кладбище – Ольга Валентиновна Киприянович, в монастыре в Первейзе – Светлана Тесленко (1952–1.11.2005 Лёвен), в Сент-Женевьев-де-Буа – Михаил Викторович Попов (09.11.1930–05.05.2007), на кладбище Мехелена – Вера Большакова (01.04.1960–14.12.2008), на кладбище в Аарсхоте – Екатерина Воронкина (23.05.1937–9.12.2009 Лёвен)....